Для налогоплательщиков разработаны общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков
В настоящее время для осуществления налогового контроля налоговые органы получают информацию из внутренних и внешних информационных ресурсов и используют аналитические инструменты для ее сопоставления.
ФНС России разработаны более 50 информационных ресурсов, которые служат источником информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, движении товарных и денежных потоков, учредителях, руководителях, рисках. Это позволяет выявлять нарушения законодательства, не назначая выездную налоговую проверку (ВНП).
В этом и заключаются бесконтактные формы контроля с целью незаметного налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков, что ведет к росту добровольных уточнений налоговых обязательств без проведения ВНП и повышению уровня налоговой дисциплины.
Основным инструментом работы по выявлению рисков ведения финансово-хозяйственной деятельности является программный комплекс АСК НДС-2. Данный программный продукт сопоставляет показатели из деклараций по налогу на добавленную стоимость (НДС) с данными счетов-фактур налогоплательщика и его контрагентов и проверяет, правомерно ли заявлены вычеты. Этот сервис позволяет не только оценить риски по НДС, но и найти аналогичные риски по другим налогам.
Так, за период 2023 года УФНС России по Новгородской области выявлено технических расхождений (разрывов) на сумму 2,3 млрд руб., из которых устранено на сумму 1,6 млрд рублей.
Весь процесс автоматизирован и существенно ускорен. Риски могут выявляться в автоматическом режиме спустя 2-3 недели после сдачи налоговой декларации. В первую очередь обращается внимание на налогоплательщиков с большим количеством рисков, что приводит к проведению в отношении данных налогоплательщиков углубленной камеральной налоговой проверки.
Расчёт НДС выглядит как цепочка, в которой каждый последующий поставщик продукции имеет право вычесть из суммы своего НДС сумму, которую он должен заплатить предыдущему поставщику.
Разрывы в цепочках бывают техническими, схемными, сложными. Устранить их можно, направив пояснения в налоговый орган, предоставив уточнения к налоговой декларации, либо отказаться от вычетов и заплатить всю сумму налога в бюджет, или доказать, что выгодоприобретателем является другое предприятие.
В 2023 году по результатам проведённых в отношении выгодоприобретателей налоговых проверок по НДС Управлением пресечено применение схем ухода от налогообложения на сумму 123 млн руб., из них 39,8 млн руб., поступило по результатам вынесения решений по камеральным налоговым проверкам, 14,1 млн руб., поступило по результатам выездных налоговых проверок и 16,1 млн руб. - по результатам добровольного уточнения налоговых обязательств самими налогоплательщиками.
По материалам, переданным Управлением в СУ СК России по Новгородской области по результатам выездных налоговых проверок, возбуждено четыре уголовных дела на сумму 209 млн руб. по статье 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) и одно уголовное дело на сумму 37,3 млн руб. по статье 198 УК РФ. В 1 квартале 2024 года по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС пресечено применение схем в рамках ст. 54.1 Налогового кодекса РФ (Кодекс) на сумму более 16,6 млн рублей. Поступления от налогоплательщиков, применявших схемы по занижению налогооблагаемой базы, составили 16,3 млн рублей. Данная статистика иллюстрирует качественно возросшую эффективность выявления и пресечения схем ухода от налогообложения в рамках ст. 54.1 Кодекса. Исключить подобные риски также можно путем внимательного оформления счетов-фактур, накладных и актов, проверки полученных документов. На них должны быть подписи уполномоченных лиц.
Кроме того, нужно проверять доверенности и паспорта представителей контрагента, а также сохранять их копии. Следует также доказать реальность контрагента и проведённой сделки. Статья 54.1 Кодекса обязует компании проявлять должную осмотрительность. Это необходимо, чтобы удостовериться в том, что контрагент ведёт реальную деятельность, и договор с ним не станет причиной повышения налоговых рисков. В целях самостоятельного мониторинга налогоплательщиками своих налоговых рисков ФНС России разработаны электронные сервисы, в том числе Личные кабинета налогоплательщика юридического лица и индивидуального предпринимателя, которые содержат раздел «Как меня видит налоговая».
В Личном кабинете налогоплательщика реализовано 65 показателей, с учетом которых они могут оценить текущие риски нарушения налогового законодательства и скорректировать модель поведения. В результате реализации сервиса представители бизнес-сообщества получают представление о правилах оценки рисков в отношении осуществляемой ими деятельности. В настоящее время мероприятия налогового контроля, особенно в части НДС, совершенствуются и становятся максимально приближенными ко времени подачи налоговых деклараций, что позволяет выявить риски, связанные с возможной неуплатой налогов еще в рамках камеральной налоговой проверки. Управление рекомендует налогоплательщикам оценивать свои действия по ведению финансово-хозяйственной деятельности и не тратить средства сначала на создание схемы ухода от налогов, а затем на ее устранение.
Также Управление продолжает совместную работу с правоохранительными органами по пресечению случаев переоформления организации на номинальных директоров, учредителей, создания «фирм–однодневок». Только в 2023 году правоохранительными органами возбуждено 15 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ; судами вынесено восемь обвинительных приговоров. Мировым судьей судебного участка № 31 Новгородского судебного района Новгородской области вынесен приговор о признании жителя региона виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» и назначено наказание в виде обязательных работ на срок 200 часов.
Также новгородским районным судом Новгородской области вынесен приговор о признании жителя региона виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и назначено наказание в виде одного года лишения свободы.