Правосознание участников дорожного движения
Вопросам формирования правосознания участников дорожного движения и стереотипов правомерного поведения всегда уделялось повышенное внимание. В первой половине XX в. деятельность в этом направлении получила название "пропаганда безопасности дорожного движения".
Несмотря на то что в разное время методы такой пропаганды были различными, статистика показывает, что целенаправленная и систематическая работа в этой области неизменно дает положительные результаты и оказывает существенное влияние на аварийность на автомобильном транспорте. В целом суть пропаганды безопасности дорожного движения сводится к систематическому разноплановому информационному воздействию на участников дорожного движения и имеет целью формирование у широкого круга участников дорожного движения как стереотипов допустимого и возможного поведения, так и стереотипов безоговорочного отказа от возможных неправомерных поступков.
Обращаясь к рассмотрению различных способов информационного воздействия на участников дорожного движения, можно выделить различные его формы в зависимости от степени вовлеченности в участие в дорожном движении.
С увеличением количества транспортных средств в целом и ростом доли владельцев автомобилей стали применяться несколько иные формы работы - тематические публикации в печатных изданиях. В советский период наиболее всесторонне, полно и разнообразно направление пропаганды безопасности дорожного движения получило свое развитие с конца 60-х годов XX в., что во многом связано с комплексным подходом к решению задач безопасности дорожного движения в целом. В этот период для повышения правовой культуры участников дорожного движения использовались практически все доступные методы и формы работы. Разнообразие таких форм и методов объясняется несколькими причинами:
- во-первых, методы, применяемые ранее, становились менее эффективны с появлением все большего количества индивидуальных автовладельцев, подготовка к участию в дорожном движении не носила централизованный характер, что закономерно влекло к появлению на дорогах водителей с разным уровнем подготовки;
- во-вторых, существенно расширились материально-технические возможности "инструментария", применяемого для осуществления пропаганды безопасности дорожного движения;
- в-третьих, во второй половине XX в. были проведены специализированные комплексные научные исследования, в том числе и в области пропаганды безопасности дорожного движения.
Необходимо признать, что на сегодняшний день эффективность работы по пропаганде безопасности дорожного движения оставляет желать лучшего. После распада СССР в начале 90-х годов в обществе не были сформированы ценностные моральные ориентиры, которые обеспечили бы воспитание участников дорожного движения в духе неукоснительного соблюдения правовых норм. Именно на 90-е годы XX в. приходится всплеск проявлений грубости, хамства, взаимного неуважения участниками дорожного движения, что неизбежно ведет к негативным последствиям.
В современных условиях, когда информационные технологии за последние 20 лет фактически совершили качественный рывок вперед, а степень вовлеченности общества в участие в дорожном движении продолжает расти, на наш взгляд, требуется пересмотр подходов к решению вопросов пропаганды безопасности дорожного движения.
Представляется, что информационное воздействие на общество в рамках пропаганды безопасности дорожного движения должно носить систематический, разноплановый и инновационный характер, при этом должен быть достигнут разумный компромисс между внедрением дорогостоящих современных технологий и рациональностью расходования бюджетных средств.
При этом видится перспективным и разумным на современном этапе развития общества приступить к долгосрочной программе формирования правосознания граждан в духе соблюдения предписания правовых норм в области безопасности дорожного движения. Вот только несколько актуальных направлений работы в этой области. Крайне важным представляется формирование азов правовой культуры граждан на более раннем этапе развития личности. Для этого специальные образовательные программы могут быть реализованы уже на уровне начальной и средней школы в целях воспитания младшего поколения.
В рамках подготовки начинающих водителей и курсантов автошкол представляется целесообразным внести изменения в существующие программы обучения, дополнив их дополнительными учебными блоками по правовому воспитанию обучающихся, а также демонстрации наглядных фото- и видеоматериалов с мест дорожно-транспортных происшествий для формирования у учеников установки на недопустимость нарушения Правил дорожного движения.
Безусловно, важным и наиболее массовым инструментом информационного воздействия на население является внедрение различных форм социальной рекламы, которая может быть реализована в виде специализированных видеороликов в кинотеатрах и на телевидении, различных мультимедийных решений, реализованных на интернет-сайтах государственных органов, а также путем размещения различной печатной продукции.
Максим Ковалёв
Мудрый юрист
Быстрый ответ юриста
97 консультаций сегодня
98% довольных клиентов