ДИСТАНЦИОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО
Механизм совершения дистанционного мошенничества отличается своеобразием. Преступник совершает действия, находясь на расстоянии от жертвы, не вступая с ним в непосредственный контакт, вводит в заблуждение потенциального потерпевшего, в дальнейшем похищает у него деньги.
Мошенничество – один из видов преступлений, который постоянно развивается, приобретая новые формы, приспособленные к меняющимся условиям общественной и экономической жизни.
Одна из его форм – это дистанционное мошенничество, в том числе посредством сети Интернет. Основным отличительным признаком дистанционного мошенничества является обман или злоупотребление доверием, совершенные в условиях, как правило, исключающих личный контакт, с использованием средств связи (сотовой, телефонной) и (или) сети Интернет (путем распространения вредоносного программного обеспечения), под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют их изъятию
. Хищение денежных средств происходит по следующему алгоритму: потерпевшие сами сообщают мошеннику информацию, потому что введены в заблуждение. Преступник получает доступ к счету мобильного телефона или к банковской карте, с которой впоследствии похищаются деньги. Бывают случаи, когда потерпевшие под воздействием обмана сами перечисляют денежные средства.
В связи с этим дистанционные мошенничества можно разделить на три группы: - мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи и сети Интернет. Предлоги, которые используют преступники для получения информации о банковской карте, счете, разнообразны.
К их числу можно отнести такие, как: разблокировка банковской карты; приобретение и реализация товаров на интернет-площадках в случаях, когда размещенный на них товар только предлог для звонка потенциальному потерпевшему; компенсация за ранее приобретенные медицинские препараты, компенсация от Пенсионного фонда России и т.д.; - мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи и непосредственного контакта с потерпевшим. Как правило, данный способ характерен при использовании предлога – родственник попал в беду, ДТП, полицию и т.д.; - мошенничества, совершенные только с использованием Интернет- ресурсов.
Покупка, продажа товара на различных Интернет-площадках, в том числе использование «зеркальных» сайтов (сайтов, схожих с оригинальными, которые принадлежат известным организациям), взлом страниц в социальных сетях и рассылка от имени пользователя страницы в социальной сети просьбы перечислить деньги.
Чтобы не стать жертвой преступников, необходимо следовать определенным правилам:
1. Если получен звонок или сообщение в социальной сети с просьбой о срочной денежной помощи для знакомого или родственника, не стоит принимать решение сразу. Необходимо проверить полученную информацию, связавшись со своими родными и знакомыми.
2. Никогда и никому не сообщайте трёхзначный код на обратной стороне Вашей банковской карты (CVV), это ключ к Вашим деньгам.
3. Нельзя сообщать никому личные сведения, данные банковских карт и СМС-пароли, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий.